Приметы лета Июнь

Календарь народных примет, обрядов и обычаев. Приметы июня

Но все же главным праздником июня считался день Ивана Купалы, отмечавшийся после Троицы и Семика. По древней языческой традиции, он приходился на самые длинные дни летнего солнцестояния. После календарной реформы этот праздник выпадает на 6-7 июля.
День Ивана Купалы подобен многим языческим праздникам других народов: торжества, посвященные богу огня, были известны в Индии, Персии, в Древнем Риме (праздник Весты и Цереры), в Древней Греции (элевсинские мистерии), у древних германцев, датчан, финнов.
Иванов день всегда был связан с многочисленными суевериями, обрядами и обычаями. Одним из самых древних обычаев был сбор лекарственных и волшебных трав в Купальскую ночь. Дни летнего солнцестояния связывались в народной традиции со временем цветущей зрелости трав и растений. Но тех, кто собирал травы, издавна считали колдунами и выслеживали. Если в доме находили пучки неизвестной травы, могли учинить жестокую расправу: колдунов пытали, били, заставляя отказываться от «нечистых» дел.
По народным поверьям, в это время в лесу можно было найти не только траву-купаленку, или медвежьи ушки, но наткнуться и на волшебный цветок папоротника, который распускается только в Иванову ночь и указывает место, где зарыт клад.
Праздник Ивана Купалы издавна был связан с разгулом нечистой силы. Последние дни на земле проводили русалки: по народным поверьям, они весной выходили из воды, оживали, бродили по лесу, смущая путников ауканьем и свистом, или висли на деревьях. После Купальской ночи русалки должны были вновь вернуться в воды рек, которые считались самым коротким путем в царство мертвых — подземный мир. Чтобы оградить себя от нечистой силы и от болезней, в Купальскую ночь люди разжигали высокие костры.
Традиция разжигания костров связана и с языческим культом бога огня — Перуна, который идентичен Зевсу древних греков и Юпитеру древних римлян. Вокруг костров водили хороводы, но самой известной традицией было прыгать через костры. По народным верованиям, это спасало людей от всех болезней (в том числе от бесплодия). Кроме того, существовал обычай прыгать через костер парами, взявшись за руки. Таким образом проверялись отношения между парнем и девушкой.
Матери приносили и сжигали на купальских кострах рубашки своих больных детей: считалось, что так дети должны скорее выздороветь. Для того чтобы всегда оставаться красивыми и здоровыми, девушки перед зажиганием костров шли в баню и парились свежими березовыми вениками с душистыми травами, а утром умывались купальской росой.
В Болгарии существует обычай в дни летнего солнцестояния отмечать похожий праздник «красной бабочки» (Пиперуды). По обычаю, девушки в эти дни наряжаются в листья и болотные травы и выходят в поле ловить бабочек и мотыльков, веселясь и распевая песни.
На Ивана Купалу читали заговор на приобретение успеха. В этот день нужно было выйти в поле, выбрать самый высокий колос, сорвать его и сказать: «Как этот колос выше других, так и я, раб Божий (имя), буду выше других». Затем колос зашивается в одежду и носится при себе.
Сейчас праздник Ивана Купалы празднуют редко и без прежнего размаха, но народные приметы, связанные с погодой, до сих пор продолжают повторять. Если на Ивана Купалу выпадала обильная роса — это предвещало хороший урожай огурцов. А ясное звездное небо на Иванов день — к грибному лету.
Праздники длились до самого Петрова дня, который наступал в следующем месяце — июле, называвшемся макушкой лета.
Именины в июне