Приметы лета: Август

Август — последний летний месяц, и с первых дней его начинает ощущаться приближение осени. Он был когда-то шестым по счету, затем, до 1700 года, — двенадцатым, последним перед сентябрьским Новым годом, а после петровской реформы стал восьмым. В Древней Руси его называли «зорником», чехи и словаки — «серпенем», сербы — «прашником» и «женчем». В этом месяце запасали еду на всю зиму, поэтому урожайный август, по пословице, кормил всю зиму.

Приметы августа — народные приметы лета, летние обряды и обычаи

Ильин день

Приближение холодов ощущалось уже со 2 августа — дня Ильи-пророка. К святому Илье-пророку всегда обращались, прося помощи и в лечении, и на охоте, и даже в любви. Считалось, что Илья-пророк всемогущ и может карать нечистую силу и поражать молнией дурных людей. По народной примете, этот день должен быть дождливым: хорошая погода предвещает пожары. В праздник Ильи-пророка нужно обязательно умыться родниковой водой для предохранения от болезней и порчи. Если же в этот день кто-нибудь выйдет работать в поле, Илья-пророк может поразить его молнией или спалить сено.
Днем Ильи-пророка заканчивалось настоящее лето: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень». С этим днем связано множество примет.
По одной из них, в Ильин день открываются звериные норы и волки выходят на охоту. Поэтому люди опасались выгонять в поле домашний скот. Но многие связывают Ильин день прежде всего с тем, что в средней полосе заканчивается купальный сезон. По народной примете, после Ильина дня вода становится холоднее. Приближение осени чувствуется и в том, что дни укорачиваются, а ночь длится дольше уже на два часа.
В Ильин день обычно произносили заговор на семена: «Батюшка Илья, благослови семена». Считалось, что тогда урожай на следующий год будет хорошим.
4 августа — Марьин день, славившийся особенно обильными росами. На Трофимов день (5 августа), канун дня Бориса и Глеба, и на следующий день, по народной примете, дозревал хлеб. Считалось, что нельзя браться за колосья: они начинали осыпаться. Этот день отмечен сильными грозами.
7 августа — день святой Анны. Если ночь на следующий день будет свежая и холодная, то предстоящая зима наступит рано и ожидается морозной.
9 августа — в день святого Пантелеймона — знахари собирают травы от многих болезней. Святой Пантелеймон считается покровителем всех врачевателей. Особо отмечается знахарями и день Ивана-воина (11 августа), в который можно раскрыть любую кражу и найти вора. Кроме того, в этот день, по народной примете, «обмирают» ведьмы, надоив молока и упившись им. Чтобы отвадить ведьм от коровника, произносили специальные заговоры.

Медовый Спас

Август — месяц трех Спасов. Первый Спас — праздник происхождения Честных Древ Креста Господня — отмечается 14 августа. Это — земледельческий праздник, который имеет древнее происхождение и соотносится с подобными праздниками у древних греков и римлян, египтян и германских племен. В августе раньше устраивались языческие торжества в честь Велеса — коровьего бога — и Даждьбога. С древних времен сохранился обычай печения пряников с медом, которые приносились в жертву этим богам. С Первого Спаса начинается сбор меда, поэтому он и называется Медовым.
Раньше на Медовый Спас (который приходился по старому стилю на 1 августа) устраивали проводы лета. В теплых районах соблюдался обычай «происхожденских купаний»: по народному поверью, всем необходимо было окунуться в освященные воды реки.
После дня святого Стефана (15 августа) праздновали Антонов-вихревеев (16 августа), приносивших особенно сильные ветры. В день Семи отроков (17 августа), по народной примете, выпадало семь дождей. И этот же день отводился для сбора огурцов.

Яблочный Спас

Второй Спас (Спас-Преображение) назывался на Руси Яблочным Спасом и отмечался 19 августа. Это — день сбора первых яблок, которые ели с медом и сахаром. До Яблочного Спаса есть какие-либо плоды считалось грехом, а на Яблочный Спас разговлялись освященными яблоками. Некоторые загадывали желание, доедая последний кусок Спасского яблока: считалось, что задуманное должно обязательно исполниться. В лесах тем временем собирали малину, заготавливая ее на зиму. Считалось, что после Спаса-Преображения погода «преображается»: ночи становятся по-осеннему холодными.
На 24 августа приходится поверье о появляющемся на болотах белом коне, который скачет, ищет своего седока. В этот же день, по народной примете, на болотах и на кладбищах загораются блуждающие огни, вид которых смущает суеверных людей: считается, что это бродят души покойников и утопленников.
Если на Михея (27 августа) дует ветер — осень обещает быть сухой и ясной. На Михеев день заканчивается Успенский пост, начинается осенний мясоед, во время которого игрались заранее сговоренные свадьбы.

Успение Богородицы

28 августа — день Успения Пресвятой Богородицы, большой церковный праздник. Этот день называют Третьим Спасом, на который дожинают хлеб (поэтому он имеет и другое название — Спожинки). В этот день пекут пироги и хлеб и считается большим грехом уронить хотя бы крошку со стола, а тем более наступить на нее.
До Третьего Спаса празднуют «молодое бабье лето» — водят первые осенние хороводы. А с последнего дня лета — 31 августа (памяти святых Фрола и Лавра) начинаются вечерние посиделки. Этот день называют еще и «лошадиным праздником». С утра лошадей чистят, моют, заплетают им гривы и после отводят к обедне кропить святой водой. Это, по древним поверьям, охраняет лошадей от болезней.
Именины в августе